Форма входа

Поиск

Категории раздела

Вымешленые Существа [3]
Боги [3]
Магия [2]
Необъяснимое [10]
Необъяснимые явления, случаи

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Мини-чат

Мир Магии
Пятница, 26.04.2024, 02:33
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Вымешленые Существа

Зомби


Зо́мби (от банту-конголезского «nzambi» — «бог») — в общем случае обозначение живого человека, полностью потерявшего контроль над собой и своим телом и подчиняющимся чьим-то приказам (будь то в результате действия каких-то препаратов, заклинаний и пр.). В переносном смысле обозначает человека, находящегося под сильным влиянием чего-то — как правило, каких-либо увлечений. Тем не менее, под зомби может подразумеваться и оживленный (обычно, с целью использования в качестве рабочей силы) человеческий труп — наука отрицает возможность существования зомбированных мертвецов.

В наше время слово «зомби» (англ. «zombie») чаще всего используется как синоним «ожившего трупа» — особенно в кино и компьютерных играх, например в игровой серии Resident Evil — несмотря на то, что это значение не соответствует классическому значению слова.

Происхождение термина

Происхождение самого понятия «зомби» до конца остается неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.

Интерес к зомби как таковым возник сравнительно недавно. Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук (William Buehler Seabrook) издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря ее доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырех частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.

В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.

Зомби в Вуду

Термин «Зомби» прочно связан с Вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.

Переосмысление идеи зомби в современной культуре

В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать. Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов: социального программирования, рекламы, формирования общественного мнения, религиозного (патриотического, националистического и пр.) воспитания, различных психотехник (например, нейро-лингвистическое программирования, гипноза).

В фантастических произведениях современного искусства слово «зомби» обычно используется как синоним «ожившего трупа». Причину подобного переосмысления можно возвести к фильмам «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро, которые положили основу популяризации и активного использования живых мертвецов в искусстве. В «Рассвете мертвецов» (также выходившем по названием «Зомби: Рассвет мертвецов») мертвецы редко называются «зомби», и смысл такого названия заключается в том, что у мертвецов нет разума (в фильме есть конкретное упоминание, что у мертвецов мозг мертв). Таким образом, со временем под «зомби» обычно стали понимать оживших мертвецов, а не зомбированных людей.

Сам Ромеро говорил, что вдохновение для создания «Ночи живых мертвецов» черпал из романа Ричарда Мэтсона «Я — легенда», где главный герой был одним из последних выживших людей на Земле, захваченной вампирами — в отличие от мертвецов, они питались кровью, а не плотью, были организованны и мыслили, разговаривали и были живыми, то есть никак не соответствовали современному определению «зомби». При этом в недавнем фильме «Я - легенда» по мотивам того же романа противниками главного героя были сделаны безмозглые мутанты, больше похожие на зомби Ромеро.

В игровой серии Resident Evil, равно как и в фильмах по её мотивам, слово «зомби» используется именно для обозначения мертвецов, оживших под воздействием фантастического вируса, то есть буквально в значении «живой труп». При этом в четвертой части Resident Evil главный герой, обнаружив, что его противниками являются управляемые кем-то живые люди (что на самом деле и соответствует определению «зомби» в общем смысле), утверждает, что «это не зомби» (то есть не живые мертвецы, как в других частях игровой серии — они умнее, активнее, умеют разговаривать, но находятся под чьим-то контролем), хотя к классическому определению зомби противники в Resident Evil 4 даже ближе, чем в ранних частях игровой серии.

Таким образом, в своем первоначальном значении слово «зомби» в наше время используется редко.


Категория: Вымешленые Существа | Добавил: Docuta (01.04.2010)
Просмотров: 1744 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: